«Деньги — лучшие практики взаимодействия культуры и бизнеса» в Екатеринбурге

7-9 февраля 2019 в Екатеринбурге проходил II форум CULTURALICA, посвященный обсуждению мировых трендов, масштабных проектов и глобальных проблем в сфере культуры. Генеральный директор Фонда Оксана Орачева приняла участие в круглом столе форума «Деньги — лучшие практики взаимодействия культуры и бизнеса».

(фото предоставлено порталом «Культура Екатеринбурга»)

Модератором круглого стола выступил директор консалтинговой компании «Точка зрения», основатель проекта «Культурная дипломатия» Дмитрий Юсов. Среди тем, которые затронули участники в своих выступлениях, — поиск и привлечение внебюджетных средств для различных культурных институций, взаимодействие учреждений культуры со спонсорами, меценатами, грантодателями и посетителями, зарубежные и российские успешные кейсы.

Татьяна Мрдуляш, заместитель генерального директора по развитию Государственной Третьяковской галереи рассказала о программе музея, направленной на привлечение дополнительного финансирования, продвижения выставок и привлечения новых партнеров музея. В частности, в 2018 году Третьяковская галерея привлекала по программе «Друзья музея» 17 млн рублей, и еще более 20 млн рублей за счет создания корпоративных подарков и разовых подарочных билетов. Существует и дальнейший потенциал для роста в этом направлении, отметила эксперт, в частности, за счет дополнительных мероприятий и конференций, связанных с выставками и экспозициями музея.

Как отметила директор компании SponsorConsulting Евгения Мальцева, проведение бизнес-мероприятий внутри культурных институций — это современная мировая тенденция. «Сейчас бизнес пытается «прислониться» к культурной институции, чтобы дать возможность своим партнерам и клиентам испытать сильные эмоции. Примеры таких коллабораций есть и на российском рынке, и эта тенденция продолжится и в следующем году», — считает эксперт.

Генеральный директор Фонда Оксана Орачева раскрыла тему фондов целевого капитала. Создавать эндаумент нужно в том случае, если конкретный музей или театр нужны в долгосрочной перспективе, считает эксперт. В России по данным на конец 2017 года, отметила Оксана Орачева, насчитывается чуть меньше 200 фондов, располагающих совокупными средствами порядка 25 млрд рублей, два из них работают в Екатеринбурге. «Большая часть фондов сосредоточена в сфере образования, меньше фондов работают в сфере культуры и искусства, но они появляются, так как постепенно приходит понимание, что эндаумент – это возможность стать независимым, реализовывать свои проекты и в целом миссию на более высоком уровне» — отметила эксперт.

Сегодня эндаумент является понятной и прозрачной моделью с точки зрения действующего законодательства. На федеральном уровне внесены поправки в Налоговый кодекс, позволяющие юридическим лицам, оказывающим финансовую поддержку учреждениям культуры, получать соответствующий налоговый вычет, а региональные власти сейчас имеют возможность принять соответствующие акты на своем уровне. Таким образом, теперь у бизнеса есть стимул поддерживать организации культуры, считают участники дискуссии. Оксана Орачева выразила надежду, что в дальнейшем эти налоговые льготы будут распространяться и на другие гуманитарные сферы. При этом культурные институции могут выступать и как лоббисты подобных изменений, например, во Франции инициатором появления законов об эндаументах был Лувр.

Александр Томкевич, экс-креативный директор московского дизайн-завода «Флакон» ответил на вопрос, зачем бизнесу нужны культурные проекты. По его мнению, именно культурные проекты являются связующим звеном между бизнесом и потребителями, бизнес видит в этом возможность новых форматов реализации, расширения своей аудитории, популяризации бренда и т.д., а для потребителей — это понятные форматы восприятия новых знаний и проектов.

«Сегодня спонсорство является серьезным маркетинговым инструментом, благодаря которому бизнес-структуры реализуют свои деловые интересы, в частности, расширение аудитории. Культурные институции и проекты в этом случае выступают мостом между брендом и его потенциальным клиентом», - считает Евгения Мальцева. Она подробно остановилась на тех трендах, которые должны учитывать культурные институции при формировании предложений для спонсоров, и подчеркнула, что спонсорство предполагает строгую отчетность по результатам работы.

Директор Ассоциации музеев Амстердама SAM Foundation, директор Amsterdam Heritage Foundation Бьорн Стенверс уверен, что финансирование сферы культуры и образования являются актуальными трендами, и поэтому людям культуры важно учиться говорить на одном языке с бизнесом, мыслить цифрами — оценивать свой потенциальный рынок, аудиторию, конкурентов. Стенверс поделился успешными кейсами коллаборации проектов бизнес-структур и культурных институций в России. Он отметил, что музеи и библиотеки обладают высоким уровнем доверия у потребителей, и это преимущество нужно использовать при работе с коммерческими компаниями. Эксперт призвал представителей учреждений культуры быть гибкими и не боятся подавать заявки на новые гранты.

Итоги форума в прессе:

Культура Екатеринбурга

http://www.apiural.ru