Что лежит в основе новой философии филантропии

Фонд представляет результаты исследования эффективности своих программ, которое легло в основу его стратегического видения – новой философии филантропии. Исследование было проведено по заказу Фонда в сентябре-декабре 2015 года компанией «Процесс Консалтинг».

Предметом изучения стало влияние, оказанное Фондом в трех приоритетных сферах деятельности (развитие филантропии, поддержка высшего образования и развитие культурных инициатив) за весь период его существования – с 1999 по 2015 год, Исследование включало изучение документации (отчеты, статьи, интернет-сайты, социальные сети), серию индивидуальных и групповых интервью, анкетирование участников и экспертов музейной программы Фонда, а также анкетирование экспертов в сфере благотворительности.

Оксана Орачева, генеральный директор Фонда: «Нам важно понимать, как наша поддержка влияет на жизнь и развитие грантополучателей. Без оценки долговременного эффекта социальных проектов эффективно заниматься благотворительностью невозможно. Исследование, которое мы публикуем, дает представление о социальных изменениях, произошедших в результате последовательной работы Фонда по поддержке образования, культуры и развития филантропии в течение первых 15 лет его существования. Эти изменения не произошли бы без участия широкого круга партнеров и грантополучателей, которые росли и развивались вместе с нами. Поддерживая лидеров, мы сами стараемся оставаться в лидерах своей сферы и находимся в постоянном поиске новых форм и направлений, которые бы соответствовали меняющимся реалиям современного мира. Именно поэтому родилась новая стратегия Фонда, которая использует лучшее из накопленного опыта и задает рамку нашей работы на ближайшее будущее».

Вместе с исследованием Фонд публикует интервью с его автором, генеральным директором компании «Процесс Консалтинг», Алексеем Кузьминым, а также статью независимого эксперта, консультанта по организационному и стратегическому развитию Анатолия Заболотного, который критически анализирует результаты исследования и отвечает на вопрос, насколько удалось ими воспользоваться для построения новой стратегии.

– Подход определялся двумя факторами, – рассказывает Алексей Кузьмин. – Первый – это время. Мы должны были получить результаты к моменту принятия фондом решения по стратегии. Второй – это был очень глобальный запрос. Пятнадцать лет деятельности в трех очень разных направлениях, с очень и очень объемным вкладом средств, на огромной территории, с большим количеством проектов. При этом, было важно получить не только качественные результаты, но и количественные показатели. Нужно было учитывать, что все три программы принципиально отличаются и требовали разного подхода. А также то, что эффект программы, ее влияние на судьбу человека может быть проявлен много позже. И сам человек, когда он находится в программе, или даже спустя год-другой по окончании программы, может не осознавать, как она повлияла на него, на его судьбу. В рамках данного исследования есть пример, когда человек стал проректором университета, и он считает, что программа сыграла ключевую роль в его карьере. Но этот карьерный шаг должен был состояться. Существенность влияния может быть оценена только в ретроспективе. Мы были обязаны это учитывать. 

– Исследование не только оценило воздействие организации за пятнадцать лет работы, оно сыграло важнейшую роль в понимании менеджментом Фонда «картины мира», – уверен Анатолий Заболотный. – Исследование влияния нарисует картину прошлого и настоящего, покажет «кто вы», но не расскажет, кем вы должны, хотите и можете стать. Но потребуются серьезные усилия, чтобы увидеть в этой картине будущее. И еще больше усилий, чтобы его создать.

Познакомиться с результатами исследованиями и комментариями экспертов можно здесь