«Городам нужны новые смыслы»

6 июля 2016 в Центре Digital October (Берсеневская наб.6/3) состоялась открытая дискуссия «Жители планеты город», посвященная будущему городских территорий. Эксперты-урбанисты вместе со студентами и преподавателями вузов обсуждали, как меняется суть городов, в каких городах мы будем жить в ближайшем будущем, и что можно сделать для того, чтобы в них хотелось жить. Дискуссия стала частью программы  Школы фонда 2016, проходящей 4-8 июля в Подмосковье.

Цифру-прогноз о том, что к 2030 году 60% населения Земли будет жить в городах ведущий дискуссии, культуролог, куратор исследовательских и выставочных проектов Антон Кальганов счел недостаточно убедительной и предложил переименовать дискуссию в «Город Россия»: уже сейчас в городах живет 74% населения нашей страны.  

«Сейчас происходит миграция в Москву, Санкт-Петербург, южные города, тогда как север, Сибирь и Дальний Восток теряют население», - обозначил ситуацию Иван Курячий, управляющий партнер консалтинговой компании «Новая земля», специализирующейся на исследованиях в сфере городского развития и междисциплинарных проектах комплексного развития территорий. – «Это естественный процесс, люди ищут места с более высоким качеством жизни. Какие города смогут обеспечить себе успешную модель развития? Города, связанные с добычей ресурсов (нефть, цветные металлы), имеющие уникальные производства (атомная промышленность, производство спутников и вооружения). А также те, которые существуют за счет административной ренты (являются центром большой территории). Но все это модели из прошлого. В ХХ веке главный ресурс — люди. Мы пока не умеем использовать его: до сих пор уезжает самая образованная и мотивированная часть населения. Чтобы города развивались с опорой на людей, надо изменить всю стратегию. Между тем, критерием успеха развития города до сих пор значатся квадратные метры, а не качество жизни, здравоохранения или уровень образования. Есть ли безнадежные города? Нет, но есть такие, уровень вложений в которые должен быть очень велик. Так или иначе, города – точки концентрации социальной активности, и проблемы в них проявлены особенно остро». 

Василий Дубейковский, эксперт по брендингу городов, руководитель команды City Branding специализируется по малым городам. В буквальном смысле: два года назад он вместе с семьей переехал жить в Урюпинск, столицу российской провинции. Он уверен, что бороться с оттоком людей не надо – желание получить качественное образование в крупном городе естественно. Важно, чтобы люди возвращались. По его мнению, главный недостаток малых городов – отсутствие самостоятельности: «Они не могут зарабатывать, все деньги уходят в центр. Поэтому, развивая туризм или предпринимательство, мы практически не увеличиваем бюджет. Первое, что необходимо сделать, чтобы малые города ожили – поменять распределение налогов между городами и федерацией. Уверен, что это неминуемо произойдет».

Михаил Егошин, эксперт в области развития креативных резиденций и общественных городских пространств, считает, что необходимы точки сборки городского сообщества, креативной молодежи, творческого бизнеса: «Есть огромное окно возможностей: разрушенные заводы и фабрики, масса инфраструктуры, которая не работает и стоит копейки. Креативному бизнесу нужно где-то заземляться, иначе люди проголосуют ногами». Она рассказал о своем опыте открытия креативных резиденций в Казани, Красноярске, Санкт-Петербурге. Его рецепт городского счастья: «Быть счастливыми, успешными, конкурировать, создавать».

Провокационными тезисами заствлял аудиторию думать Свят Мурунов, экспера по городам, создатель карты городских сообществ, идеолог сети Центров Прикладной Урбанистики, преподаватель МГУ, Сколкова и Шанинки. По его мнению самое главное для развития – не люди, а смыслы, культура – «нефть ХХI века». Именно культура может вывести из тупика те места, где пространство города исчерпано (застроено).  

 — Постсоветские города действуют как лебедь рак и щука: интересы городских активистов, администрации, бизнеса не совпадают. Именно поэтому наши города не могут себя осмыслить как нечто целое, и не могут создать для себя уникальные смыслы. Во многих городах нет даже запроса на это. Для нас, как для экспертов, ключевыми показателями являются две цифры: отток 11-тиклассников (меньше 20% - в пределах нормы) и стоимость логотипа (параметр развитости постиндустриальной экономики). Именно по этим критериям мы определяем внутренний запрос населения города на перемены.

Свят Мурунов подчеркнул изменившуюся роль общественного пространства: теперь это уже не место, куда приходят отдыхать после тяжелого трудового дня, а среда, где рождаются идеи, собственно место, где делают творческую экономику

Конкретизировала тему культуры и городского развития Алиса Прудникова, директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства и создатель Уральской биеннале.  

- Главное достижение культурных индустрий в том, что мы сменили лексику: перестали говорить про провинцию и ведем речь про регионы. Стало важным не обращать внимания на Москву, говорить не о локальных темах и экзотике, а о том, что волнует наших коллег в Токио или Тель Авиве. Важно оказаться на глобальной карте – ощущаешь себя на одной большой планете. Это дает возможность искать идентичность (например, можно бесконечно работать с понятием «уральский»). Я занимаюсь проектом под названием Уральская биеннале. Суть ее в том, чтобы поговорить об идентичности и глобальном контексте: для каких городов мира актуально индустриальное развитие, как жить в городе, где есть заводы, и работающие, и разрушенные. Я занимаюсь Екатеринбургом 11 лет. В мою задачу не входит менять город, я музейный работник, но когда эти изменения происходят – это огромная радость.

Эркен Кагаров, дизайнер, член Академии графического дизайна, ADCR и МСХ, Союза дизайнеров России, основатель компании Imadesign, арт-директор студии Артемия Лебедева напомнил о том, что качество жизни в городе во многом зависит от внятности городского устройства на повседневном уровне.  Красивые и функциональные конструкции  – не столько вопрос эстетики, сколько экономики: «Правила городского дизайна способны даже маленькие города сделать более приятными и сократить затраты на благоустройство (например, ларьки не потребуют затрат на борьбу с графическим вандализмом – их конструкция не будет провоцировать людей рисовать на стенках)… Необходимо появление новых культурных смыслов. Это символический капитал, который может зарабатывать. Россия – творческая, изобретательная страна, мы ходим по золотым россыпям. У нее огромный потенциал, который недооценен. Мы заслуживаем большего: опыт предыдущих столетий показывает, что мы можем многое.

Полная запись дискуссии доступна на сайте http://digitaloctober.ru