Университетский фандрайзинг обсудили в ВШЭ в Санкт-Петербурге

В Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге прошла Третья международная научно-практическая конференция «Образование и мировые города: система координат для современного университета». Более 20 пленарных заседаний, круглых столов, лекций и семинаров были посвящены разнообразным вопросам, которые университеты готовы успешно решать, развиваясь и помогая развиваться обществу и окружающей среде. Речь шла о спросе на современные компетенции, новой модели взаимодействия вузов и рынка труда, влиянии вузов на процессы регионального развития, взаимодействии университетов и города, человеческом капитале и многом другом.

Генеральный директор Фонда Оксана Орачева выступила на круглом столе «Академический фандрайзинг: новые ресурсы для стратегий развития вузов». Участники обсуждали, как привлекать ресурсы для развития вузов, специфику работы с выпускниками, корпоративными фондами, крупными компаниями,  роль  органов  власти    в    университетском фандрайзинге, управление процессом привлечения ресурсов. Наибольшие дискуссии вызвала тема, как вызвать интерес к университетским проектам и успешно их продвигать, выстраивая долговременные доверительные отношения с благотворителями.

− Фандрайзинговая активность предполагает, что нужно встать на позицию донора: понять, почему, собственно он должен вас поддержать? Во многих выступлениях звучало это «должен». Какой бы ни был донор, частный или корпоративный, студент или бизнесмен – никто не обязан помогать. Человеку должно захотеться это сделать, и вы это желание можете сформировать, − подчеркнула Оксана Орачева.

Она отметила, что необходимо использовать любые возможности  для получения средства. Например, Фонд поддерживает студентов и преподавателей, не финансируя университеты посредством институциональных грантов. И это важно, несмотря на то, что часто администрация вуза не рассматривает индивидуальную поддержку своих сотрудников и студентов как помощь университету. «Между тем, грантополучатели и стипендиаты - это те самые люди, которые делают образовательный процесс», − подчеркнула они. – «Нужно уметь видеть возможности.  Например, кроме грантов студентам и преподавателям, у нас есть музейные программы и программы по целевым капиталам. Те, кто видят потенциал этих программ, подают заявку от музея университета на музейный конкурс и получают поддержку. А обучение сотрудников созданию эндаументов – это вложение будущее вуза».

Генеральный директор Фона уточнила, что показатели фандрайзинга (сколько привлекли средств, какой процент составляет внебюджетное и т.п.) далеко не всегда так важны: маленький проект со скромным бюджетом может приносить бОльшую пользу студентам и преподавателям, чем значительное пожертвование университету от крупного донора. «Через призму показателей важно видеть результат. Ну и конечно, для любого донора одним из самых ценных качеств будет умение четко сформулировать и «продать» свой проект благотворителю», − резюмировала Оксана Орачева.

В круглом столе участовали Алексей Новосельцев, проректор НИУ ВШЭ;  Марина  Ступникова, заместитель директора Фонда целевого капитала НИУ ВШЭ, руководитель секретариата Попечительского совета НИУ ВШЭ; Раиса Иваницкая, проректор по информационной политике Уральского федерального университета; Александр Курылев, проректор по развитию Европейского университета в Санкт-Петербурге; Мария Сигова, ректор Международного банковского института; Дмитрий Ильенков, начальник группы по работе с выпускниками и партнерами Финансового университета при Правительстве РФ; Филипп Лупов, начальник управления по работе с выпускниками и корпоративными партнерами Санкт-Петербургского экономического университета;   Игорь  Агамирзян,   генеральный директор и председатель правления ОАО «РВК»; Елена Чернышкова, президент и председатель правления благотворительного фонда «Система»; Инга Сичинская, координатор отдела развития бизнеса ZAO Deloitte & Touche CIS.

Одним из центральных вопросов конференции стал уровень профессиональной подготовки студентов. «Раньше в одной компании работали 10-20 тысяч человек, и запросы на качество выпускников вузов не сильно различались. Но сегодня в России экономика перестраивается организациями со штатом в 50-100 сотрудников. У каждого работодателя – разные требования к персоналу. И как университеты должны подстроиться под это многообразие требований? Сегодня, когда выпускник начинает искать работу, это "поражение" всех: вузов, работодателей и самого бывшего студента. Средний срок поиска места трудоустройства увеличивается, причем не из-за кризиса, а потому что структура экономики все больше усложняется», – отметил председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко.

На рынке труда повышается спрос на компетенции, а не на дипломы, уверен проректор НИУ Высшая школа экономики Сергей Рощин. Специалисты вуза провели анализ того, как академическая успеваемость выпускника связана с уровнем его заработной платы и местом трудоустройства, и поняли, что никакой связи нет. Университеты должны формировать у студентов универсальные компетенции, развивать кросс-предметные образовательные программы и сетевые формы обучения. Дополнительные навыки студент может получать не только в вузе, но и на предприятиях. В итоге он выйдет на трудовой рынок не только с дипломом, но и с портфолио, благодаря которому выпускник сможет «заточить» свои навыки под конкретную работу. В результате это поможет ему реализовать себя в любой сфере.

Подробнее о конференции можно прочитать на сайте ВШЭ в Санкт-Петербурге