Магистратура: модель для сборки

25 апреля 2016 при поддержке Фонда в Национальном исследовательском университете «Высшая Школа экономики» в Москве состоялась конференция «Магистратура: модель для сборки». Темой для разговора стали технологии создания и проектирования конкурентоспособных магистерских программ и курсов. Среди участников конференции  −  победители Стипендиальной программы Владимира Потанина, преподаватели, внедряющие новые магистерские программы.  

− Разговор о магистратуре является чрезвычайно важным, и то, что Фонд выступил катализатором такого разговора – очень значимое событие для российского образовательного пространства, − отметил, открывая конференцию, проректор Высшей школы экономики Сергей Рощин. − Магистратура стала одним из вызовов перестройки образовательных программ, которую мы наблюдаем в последние годы. Мы активно сотрудничаем с Фондом, принимали участие в прошлой конференции в Санкт-Петербурге в Европейском университете и рады, что имеем возможность в этом году принимать ее у себя. И это логично: в 1992 году наш университет, собственно, и начался с магистратуры. Построение многоуровневого образования, понимание, как оно проецируется на российский рынок образовательных услуг и рынок труда – в этих сферах возникает масса вопросов, которые требуют серьезного разговора.

Сергей Рощин представил слушателям доклад об основных вызовах, возникающих в связи с развитием магистратуры. «В 2016 году состоится второй массовый выпуск бакалавриата, принципиально изменивший ситуацию с многоуровневым образованием и спросом на него в России. Стали развиваться магистерские программы. Увеличивается количество бюджетных магистерских мест. Формируются сложные образовательные траектории», − напомнил он. 

Генеральный директор Благотворительного фондв В.Потанина Оксана Орачева:

− Конференция собрала со всей страны людей, заинтересованных в развитии российской магистратуры. Мы считаем, что такой диалог важен и актуален. С одной стороны, перспективы магистратуры обсуждаются на множестве площадок, с другой – явно не хватает специализированных дискуссий, где бы тот или иной уровень образования или проблема были предметом специального профессионального обсуждения. Надеемся, что такая площадка, как эта, будет востребована.

Оксана Орачева рассказала о результатах поддержки Фондом российской магистратуры: прежде всего, о Стипендиальной программе Владимира Потанина, адресованной магистрантам и преподавателям ведущих вузов. «Это немного другой подход к поддержке качества образования. Каждый человек, работающий в университете, получает возможность через грантовую поддержку его индивидуальных усилий почувствовать себя не винтиком в большом механизме, а активным участником: его голос может быть услышан, а интересные проекты – реализованы», − подчеркнула она.  

Основной темой конференции стал вопрос, каким образом сделать магистерские программы современными на академическом уровне и одновременно востребованными на рынке труда? Как изучать целевую аудиторию программы и сформировать образ выпускника? Как управлять  программой магистерского уровня? Как оправдать ожидания абитуриентов?

Проректор по учебной работе Сибирского федерального университета (СФУ) Максим Румянцев:

− Магистратура до сих пор вызывает много вопросов – у студентов, преподавателей, у людей за пределами университетской среды. Мы развернули несколько кейсов, которые, на мой взгляд, являются ответами на современные вызовы. Например, проект «Специальное инженерное образование» включает шесть магистерских программ и имеет целью подготовку современных инженеров для инновационных производств. Стране нужны инженеры, которые могут создавать среду. Также мы уделили много внимания созданию программ на английском языке.

− Новые требования к специалисту возникают сейчас повсеместно. Речь идет о готовности выпускника к пониманию, принятию, быстрому освоению и применению знаний в профессиональной деятельности. Разворачиваются масштабные работы по актуализации образовательных программ, особенно магистерских (они наиболее приближены к рынку труда) в соответствии с профессиональными стандартами, − подчеркнула в своем выступлении проректор по магистратуре и аспирантуре Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Екатерина Каменева.

Об опыте Томского политехнического университета (ТПУ) по разработке сетевых магистерских программ рассказал заместитель проректора по образовательной деятельности ТПУ Михаил Соловьев. Выводами, сделанными в ходе реформы процесса обучения в Московском государственном машиностроительном университете (МАМИ) и попытках привести его в соответствие с запросами технологического рынка труда поделился директор образовательных программ МАМИ Дмитрий Земцов.

В ходе конференции состоялся круглый стол по проектированию, где участники обсудили оптимальные способы создания конкурентных программ магистерского уровня. О своем опыте рассказал победители прошлых лет Грантового конкурса Стипендиальной программы Владимира Потанина, реализовавшие свои проекты:  Артемий Магун, Европейский университет в Санкт-Петербурге (программа «Социально-политическая Философия»); Владимир Солодников, Российский государственный гуманитарный университет (магистерская программа «Социология семьи, детства и гендерных отношений»); Татьяна Трошина, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина (магистерская программа «Экспертиза и реставрация объектов культуры»);  Галина Янковская, Пермский государственный национальный исследовательский университет (магистерская сетевая программа «Теория и практика прикладных исторических исследований») и другие.

В заключение участники разбились на несколько потоков, чтобы обсудить более узкие темы – такие, как разработка онлайн курсов, инновации в образовании, современные форматы магистерских программ.

Для тех победителей Стипендиальной программы, которые только приступают к реализации своих проектов, конференция имела особое значение. Результаты широкого обсуждения позволят создать новые интересные, инновационные творческие проекты, которые способны изменить образ магистратуры, создать новые возможности для личностного и профессионального роста преподавателей − с тем, чтобы в конечном счете сделать высшее образование в России более современным и качественным.