«Мы рады, что можем поддержать больше сильных проектов»

 Вы могли бы выделить самое главное, что удалось сделать Фонду за минувший год?

Практически невозможно выбрать одно «дело года» — скорее, я бы говорила о том, что мы стремились сделать главным каждый день нашей работы. Только за первые две недели декабря, например, мы представили результаты своей работы на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге, приняли участие в Днях Эрмитажа и провели нашу традиционную церемонию награждения лучших сотрудников музея, выступили на Международном форуме в рамках Партнерства «Северного измерения» в области культуры, впервые собрали сотрудников университетских музеев, рассказали о лучших практиках благотворительности на Душевном базаре. И это далеко не все!

В 2015 году в жизни Фонда произошло несколько важных и интересных событий. Мы приступили к реализации новой музейной стратегии, которую анонсировали в конце 2014 — открывали новые программы («Музейный гид» и «Музейный десант»), обновляли существующие (конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» получил новые номинации). Конечно, через год подводить итоги рано, поскольку стратегия долгосрочная. Тем не менее, первые результаты   показывают, что мы верно определили приоритеты и получили поддержку музейного сообщества. Конкурсы собрали массу интересных заявок. А наши стратегические приоритеты — открытость и доступность, образование и просвещение, поддержка профессионалов — неоднократно становились «топовыми» темами на различных профессиональных форумах. Мы убедились в этом в ходе разного рода обсуждений как на собственной площадке форума «Музейный гид» в рамках международного фестиваля «Интермузей», так и на различных конференциях, инициированных нашими коллегами (среди них – открытый симпозиум Всемирной биеннальной ассоциации в Екатеринбурге, Арт-Форум в Перми, Музейный форум в Казани и т.д.).  Все, что связано с выходом музея за пределы своих границ, открытостью, взаимодействием с местным сообществом, работой музеев над своим имиджем, стремление стать центром образования и просвещения, нашло отклик среди тех, с кем мы работаем. Это важный результат реализации нашей стратегии. Мы рассматривали этот год как пилотный и вносили коррективы в условия тех или иных конкурсов. В 2016-й мы входим с уверенностью, что стратегическое направление выбрано верно.

Год оказался богатым на события в области образования, особенно — поддержки магистратуры.

Знаменательным было то, что мы впервые собрали вместе преподавателей-победителей Грантового конкурса Стипендиальной программы Владимира Потанина, чтобы поговорить о том, что представляет собой магистратура сегодня.  Таким образом, кроме собственно грантовой поддержки, мы предложили еще и новый для этой программы формат: победители конкурса вместе с экспертами обсуждали проблемы и перспективы свой деятельности.  Также в течение года мы провели серию мероприятий, поддержанную университетами-участниками нашей Стипендиальной программы, где обсуждали перспективы продвижения международных магистерских программ (в том числе, на английском языке). Вместе с коллегами из Проекта 5-100 мы пригласили ведущих мировых специалистов в области международного образования с тем, чтобы они поделились практическим опытом в этой сфере с руководителями российских вузов. Получились очень интересные семинары о том, каким образом университеты могли бы более активно продвигать свои программы на международном образовательном рынке.  Значимой была и презентация нашего ежегодного рейтинга, которая объединила представителей ведущих российских вузов в содержательную дискуссию- 

Стоит вспомнить о том, что на стыке двух направлений работы Фонда, образовательного и культурного, фактически, родилась новая магистерская программа по музейному делу в одном из ведущих вузов России.

Действительно, образовательный курс, который сегодня читается в Высшей школе экономики по инициативе Политехнического музея и при поддержке Фонда, набирает обороты. Он постепенно переходит от набора отдельных предметов в рамках программы «Прикладная культурология» на другой уровень, превращаясь в целостную магистерскую программу. Не менее важно, что основные темы этого курса нашли отражение в публичных лекциях, которые стали доступны для широкой аудитории музейных специалистов. Они получили возможность посетить лекции лично или прослушать их онлайн. И это не единственное достижение нашей Партнерской программы, которое можно отметить.

Вы говорите о Кунсткамере, недавно представившей новую коммуникационную стратегию?

Да, это было знаковым событием для Партнерской программы: старейший музей России в конце 2015 года объявил о ребрендинге и показал первые результаты работы над проектом, который мы поддержали. Мы надеемся, что в течение следующего года он будет не только реализован, но и постепенно превратится в модельный вариант взаимодействия между различными участниками музейного процесса: профессионалами, исследователями и посетителями.

В этом году Фонд активно действовал на международном уровне.

Мы завершили работу над кейсом Фонда и представили его на различных авторитетных исследовательских площадках. Также впервые провели выставку фотографий нашей деятельности и круглый стол в Доме филантропии в Брюсселе совместно с Европейским центром фондов, организацией, членом которой мы являемся. Также мы продолжаем активно поддерживать премию памяти Ольги Алексеевой — интернациональную награду для выдающихся деятелей третьего сектора.

Открытие программы «Целевые капиталы: стратегия роста» оказалось важным событием для многих организаций науки, образования и культуры, принимающих в ней участие.

Действительно, в этом году мы возобновили (уже не в пилотном режиме) нашу программу поддержки эндаументов. Для выбора образовательного провайдера провели конкурс и получили очень интересные заявки, что само по себе стало подтверждением востребованности темы. Осенью этого года в Московской школе управления «Сколково» стартовал обучающий курс. Среди участников программы стало значительно больше представителей учреждений культуры. Мы видим, что интерес к теме целевых капиталов неуклонно растет. Это хороший знак, потому что, на наш взгляд, модель эндаумента является сегодня одной из наиболее эффективных, с точки зрения устойчивости развития некоммерческих организаций. Об этом свидетельствует и весь мировой опыт. Мы надеемся, что наши усилия по распространению модели целевых капиталов не пройдут даром.

В 2015 год бюджет фонда увеличился.

Финансовые показатели этого года достаточно успешны. В связи с реализацией новых программ и инициатив можно говорить и о качественном скачке, и о количественном. Расходы фонда за 2015 год превысят 400 млн рублей, что примерно на 30% больше расходов 2014 года.  Это позволило увеличить грантовый фонд наших программ (например, грантовый фонд музейного направления составил 75 млн рублей), провести больше мероприятий нужных сообществу, повысить их качество. В следующем году также предполагается определенное увеличение бюджета с тем, чтобы мы могли реализовать задачи, которые стоят перед образовательной программой — мы уже объявили об увеличении числа грантов и стипендий.  Мы рады, что можем поддержать больше сильных проектов и инициатив. Тем более, что наша ставка на лидеров неоднократно подтверждалась: в этом году победители музейных конкурсов Фонда были номинированы на конкурс Европейский музей года, а авторы социально-значимых проектов получали престижные награды, связанные с развитием студенческих и волонтерских практик. Так что год был насыщенным.

Чего бы вы хотели пожелать в канун Нового года?

И грантополучателям, и своим коллегам я бы пожелала с успехом конвертировать трудности в нечто положительное, креативно подходить к имеющимся возможностям и более эффективно расходовать ресурсы. Сложности должны мотивировать нас на создание новых интересных, нестандартных проектов. Успеха, благополучия, счастья в Новом году!