Благотворительность в культуре: как правильно

Фонд на IV Санкт-Петербургском международном культурном форуме

Благотворительность в культуре, перспективы поддержки культурных проектов, лучшие практики в этой области – эти и другие темы обсуждались на IV Санкт-Петербургском международном культурном форуме, проходящем в северной столице 14-16 декабря 2015. Форум является площадкой для открытого диалога специалистов в области культурной политики, представителей власти, бизнеса и интеллектуальной элиты.

Генеральный директор Фонда Оксана Орачева выступила с докладом на секции, посвященной культуре и филантропии.  Рассказывая о миссии Фонда и основных направлениях его работы, она сделала акцент на культурных программах:

– В прошлом году мы разработали новую стратегию Фонда, одна из целей которой – помочь музеям повысить их открытость и доступность. Речь идет не только о физической открытости, но и о том, что должна меняться роль музеев, их взаимодействие с сообществом. Мы рассматриваем музеи как современные центры образования и просвещения, поддерживаем профессионалов отрасли. Фонд реализует пять программ в сфере поддержки культуры. Все они дают возможность реализовать интересные профессиональные инициативы.

Оксана Орачева привела примеры успешных проектов, поддержанных Фондом: речь шла о музейном квартале в подмосковной Коломне, создании музея народной монументальной живописи «Дом со львом» в Саратовской области, поддержке открытого симпозиума Всемирной биеннальной ассоциации в рамках Уральской индустриальной биеннале, проектах Партнерской программы – создании новой коммуникационной стратегии Кунсткамеры в Санкт-Петербурге и новой магистерской программе ВШЭ в области современного музейного дела совместно с Политехническим музеем. Элементы поддержки культуры есть и в других программах Фонда, не имеющих непосредственного отношения к этой сфере: например, в программе «Целевые капиталы: стратегия роста» участвуют представители эндаумент-фондов учреждений культуры, а в рамках Грантового конкурса Стипендиальной программы поддерживаются магистерские программы культурной тематики.

– Мне часто задают вопрос: «Как вы выбираете проекты?». Выбор лучших проектов – работа экспертов. Наша задача – организовать конкурс, дать возможность всем желающим принять в нем участие, создать прозрачные и понятные правила игры. Особенность поддержки культуры со стороны частных фондов – акцент на конкурсные процедуры, выбор интересных моделей и направлений развития. Важно, чтобы проекты были тиражируемы, устойчивы, развивались после окончания гранта, – подчеркнула Орачева.

Какой способ поддержки культуры наиболее оптимален? Опытом работы в этой сфере поделились на форуме представители крупных корпораций, работающих в России. Наталья Поппель, начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду ПАО «Северсталь», рассказала о практике поддержки культурных индустрий и культурного туризма. По ее словам, «Северсталь» проводит более 100 мероприятий в год в 14 регионах страны. В числе партнеров – такие крупные институции, как Третьяковская галерея, Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, Вологодский музей-заповедник и многие другие театры, музеи, фестивали. Корпорация проводит конкурс «Музеи Русского Севера», конкурс трэвел-грантов на участие в профессиональных мероприятиях. Межрегиональный музейный форум «Музеи в туризме: стратегии и опыт».

Наталья Гончар, начальник отдела социальной деятельности компании «Сахалин Энерджи» представила доклад «Культура – сфера взаимодействия бизнеса и общества». Среди проектов компании – программа развития у населения в регионе присутствия знаний и навыков, связанных с традиционными ремеслами.

По информации Александра Архипова, директора по корпоративной благотворительности и внутренним коммуникациям компании JTI в России, компания делает акцент на диалоге бизнеса и культуры. «Мы пытаемся измерить социальный эффект проектов. Поддерживаем те, которые делают искусство более доступным по всей стране. Речь идет о создании долгосрочных изменений в социальном пространстве», – уверен Архипов. В числе благотворительных приоритетов JTI – сохранение культурного наследия, развитие современного искусства, расширение географии ведущих учреждений культуры, развитие российско-японского культурного диалога.

Директор Центра современной культуры «Гараж» Антон Белов рассказал о благотворительных программах центра, которые достаточно разнообразны: от бесплатных экскурсий для школьников до мастер-классов и специальных мероприятий для фондов и детских домов, сотрудничества с фондом «Искусство, наука и спорт» – вебинары для подопечных фонда, приобретение архивов, инклюзивная программа, библиотека.

В ходе панельной дискуссии отдельно обсуждалась тема кризиса и его влияния на благотворительность. В частности, отвечая на этого вопрос, Оксана Орачева отметила:

– Конечно, все ощущают влияние кризиса: мы должны пересматривать свой инструментарий – просто потому, что проекты элементарно становятся дороже. Кризис стимулирует более эффективное использование средств, появление новых механизмов (например, стали активно развиваться крауд-фандинговые платформы). Если говорить собственно о финансировании благотворительных программ, то в нашей ситуации, когда Фонд финансируется учредителем, сокращения бюджета не происходит (напротив, он был увеличен). Однако мы стремимся использовать наши ресурсы более эффективно.