О благотворительности на Душевном Bazarе

13 декабря 2015 на ежегодном благотворительном фестивале «Душевный Bazar» в Москве состоялся  публичный разговор о благотворительности. Организатором открытой дискуссии «Не вопрос! О благотворительности просто и честно» стало Агентство социальной информации, более 20 лет освещающее деятельность третьего сектора в России.

В беседе принимали участие директор по связям с общественностью Благотворительного фонда В.Потанина Юлия Грозовская, президент Благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин, директор Благотворительного фонда «Детские сердца» Катя Бермант, социальный психолог, основатель проекта «Квартал Луи» Алексей Газарян.

 

— С помощью экспертов мы хотели бы разобраться с вопросами, которые часто задают наши читатели, и которые обычно называют «неудобными», — отметила, открывая разговор, модератор, главный редактор Агентства социальной информации Елена Темичева.

Главной темой, живо интересовавшей аудиторию, оказались подлинные и мнимые благотворители. Как отличить реального благотворителя от мошенника? «Это вопрос, который в той или иной интерпретации задают нам постоянно», —  отметила Темичева.

— Подход такой же, как в любой другой сфере, - уверен Владимир Берхин. — Как отличить врача от шарлатана, честного коммерсанта от теневого дилера? Чем больше неясностей, тайн, двусмысленностей, чем меньше готовности о себе рассказать, чем хуже репутация, короче история, тем скорее здесь присутствует что-то нечестное. Настоящая благотворительность, в принципе, открытая. Ее хорошо видно, она понятна.

Катя Бермант: «В общих чертах согласна, однако довольно часто мы встречаемся не с «чистыми случаями»: не жульничество, а идиотизм, не мошенничество, а непрофессионализм. Люди просто не знают, как делать благотворительность правильно. С ними надо работать, обучать».

Юлия Грозовская: «Возможно,  в идеальном мире благотворительность абсолютно прозрачна и понятна. Но наш мир реальный. Недавно Форум Доноров опубликовал доклад о состоянии благотворительности в России. В нем есть цифры: из 300 фондов всего 23 согласились раскрыть полную информацию о себе. Остальные по разным причинам предпочитают оставаться в тени. Есть ли у нас основания считать их «ненастоящими» благотворителями? Вопрос открытый».

Обсуждение вопроса о степени открытости российских благотворителей логично перешло в еще более практические темы: аудитория явно была настроена получить конкретные советы. В частности, как относиться к сбору пожертвований на улице? Не секрет, что проверить подлинность волонтеров и качество их деятельности достаточно сложно.

Алексей Газарян: «Проверить, насколько честна информация, которую предоставляет сборщик, трудно. Насколько мне известно, в Москве никто из уважаемых фондов этим не занимается. Эту практику довольно сложно верифицировать, поэтому существует общая позиция: активно ее не развивать. С другой стороны, иногда я вспоминаю Бельгию, где это довольно распространено… В любом случае, в этой ситуации надо быть крайне внимательным и осторожным».

Слушателей интересовали и другие темы. Как выглядит социальное предпринимательство, в чем заключается его отличие от обычного, работает ли модель в России? Кто и почему выбирает, кому помогать (все эксперты сошлись на том, что здесь личностные соображения играют огромную роль).

«В благотворительности есть большая социально-воспитательная функция. Люди часто относятся к чему-то прохладно, отстраненно. В этом смысле не так уж важно, спасаем мы собак, детей или историческую память, все это об одном: чтобы человек был человечнее. Благотворительность - не только утилитарный механизм решения проблем. Это то, что позволяет нам оставаться людьми», - уверен Владимир Берхин.

В завершение дискуссии Елена Темичева призвала аудиторию активнее запрашивать информацию:

— Благотворительных организаций становится все больше. Если несколько лет назад помогали только больным детям, то сейчас вы найдете и тех, кто помогает пожилым людям, и взрослым, попавшим в трудные ситуации… Год от года людей, которые будут вовлекаться в эту работу, будет больше. Чтобы не разочаровываться, не бойтесь спрашивать, не бойтесь получать честные ответы на вопросы. И тогда благотворительность будет эффективной.