Экономика знаний: какая помощь нужна российским вузам?

Казалось бы, реформа системы высшего образования в России – дело сугубо государственное. Однако и благотворительные фонды могут быть причастны к системным изменениям, происходящим в университетах. Более того, у нас есть пример успешного сотрудничества в этой сфере государственной программы и частного фонда.

Семинар в МИСиС «Международные магистерские программы: разработка, позиционирование, рекрутинг студентов». Фото Натальи Дорошевой

Семинар в МИСиС «Международные магистерские программы: разработка, позиционирование, рекрутинг студентов». Фото Натальи Дорошевой

Два года назад государство поставило перед ведущими вузами России задачу: стать конкурентоспособными на международной арене. Это значит, войти в мировые рейтинги, быть привлекательными для лучших, в том числе зарубежных, студентов, преподавателей, ученых, управленцев. Для этого был запущен Проект 5–100, задача которого – продвинуться в модернизации системы отечественного высшего образования, научных исследований и разработок. Итогом программы должно стать появление к 2020 году современных университетов-лидеров, соответствующих самым высоким международным стандартам. Почему 5–100? Планируется, что пять из 15 университетов, участвующих в проекте, войдут в первую сотню мировых академических рейтингов. Общий объем субсидий для вузов – участников проекта на 2013–2016 годы составляет около 44 млрд рублей. Значимые эффекты от проекта 5–100 впоследствии могут быть применены ко всей системе университетского образования в России.

Прогресс от участия в программе у вузов уже есть. Самый заметный прорыв совершил Новосибирский государственный университет, попавший в группу «301–350» The World University Rankings за 2014-2015 годы. Ранее сибирскому вузу не удавалось приблизиться к лидерам. Новосибирский университет наряду с НИЯУ МИФИ также вошёл в топ-100 предметного рейтинга THE по физике. Вхождение в рейтинги, конечно, не является самоцелью. Главное – качество научно-исследовательского потенциала и высокий уровень преподавания.

Но не только государство стимулирует работу в этом направлении. Некоторые благотворительные фонды как разово, так и системно оказывают поддержку высшему образованию. Самые известные и долгосрочные программы существуют у Благотворительного фонда Владимира Потанина. Начиная 2000 года, в рамках своей Федеральной стипендиальной программы фонд поддержал более 26 тысяч студентов и более двух тысяч преподавателей из 83 вузов страны. 

Материал полностью