Что может быть общего между химиком и искусствоведом?

О повышении конкурентоспособности университетов говорили на семинаре в МИСиС

Семинар по международным магистерским программам из цикла образовательных мероприятий, организованный совместно Проектом 5-100 и Фондом, прошел 14 октября 2015 в Национальном исследовательском технологическом университете МИСиС. Этот вуз в числе 15 крупнейших в России включен в государственный проект 5-100, направленный на повышение конкурентоспособности лучших российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Задача проекта – продвинуться в модернизации системы отечественного высшего образования, научных исследований и разработок.

Сегодня НИТУ «МИСиС» – один из первых вузов страны по подготовке инженерных и научных кадров в области металлургии и материаловедения, горного дела. Разработка новых магистерских программ, выход на международную арену, привлечение иностранных студентов – важнейший вектор развития университета. МИСиС выступил партнером в организации семинара «Международные магистерские программы: разработка, позиционирование, рекрутинг студентов».

– Всеобщая глобализация требует принципиальных изменений в системе высшего образования, так как международные и межкультурные ценности должны быть включены в содержание образовательного процесса, независимо от учебного предмета и специальности, – сказал в своем выступлении проректор по образованию МИСиС Тимоти Эдвард О’Коннор. – Необходимые компоненты высшего образования XXI века – академическая мобильность и научные исследования, раздвигающие границы, так как перед нами стоит задача подготовить гражданина международного сообщества.

 

Перед сотрудниками и преподавателями не только МИСиС, но и других университетов, а также грантополучателями фонда Потанина, разрабатывающими новые магистерские программы и курсы, выступили приглашенные эксперты Меган Бренн-Уайт – генеральный директор The Brenn-White Group, и Джозеф Эйвисон – управляющий директор The Chronicles of Higher Education, крупнейшего в мире издания по высшему образованию.

Меган Бренн-Уайт – основатель компании, специализирующейся на продвижении и маркетинге не англоязычных университетов на глобальном рынке, рассказала о последних трендах в сфере международного позиционирования вузов и программ. Она привела примеры университетов, успешно продвигающих магистерские программы и привлекающих студентов из-за рубежа, дала практические рекомендации.

– Важно не забывать, что, продвигая свой вуз, вы продвигаете и свою страну, – отметила Меган Бренн-Уайт. – На самом деле у российских вузов есть все шансы занять ведущие позиции в мировых рейтингах. Сейчас и сами университеты, и правительство очень стремятся достичь этой цели. Результат, я думаю, не заставит себя долго ждать.

Говоря о продвижении вузов, спикеры отмечали, что всем, даже самым известным университетам необходима реклама.

– Проблема заключается в том, что сегодня существует колоссальная конкуренция по всему миру, поэтому необходимо находить людей, которые бы рассказывали о вас, необходимо подчеркивать ваши преимущества, – сказал Джозеф Эйвисон. – Даже крупнейшие европейские и американские университеты активно позиционируют себя на международной арене. Однако стремясь продвигать свой вуз, администрации университетов нередко сталкиваются с непониманием академической среды.

Как же преодолевать это сопротивление и правильно позиционировать свою alma mater? По мнению Джозефа Эйвисона, самую большую пользу принесут персонализированные сообщения или личные истории – рассказы о наиболее значимых ученых вуза и их достижениях. Он привел пример Бостонского университета, который за год поднялся в рейтинге с 53 до 42 места: вуз опубликовал подробности своей кампании по борьбе с детской смертностностью.

После небольшой дискуссии генеральный директор Фонда Оксана Орачева рассказала о российском опыте и о том, какую помощь Стипендиальная программа Владимира Потанина оказывает студентам и преподавателям магистратуры. Так, например, гранты открывают перед преподавателями целый спектр возможностей, начиная с создания новых магистерских программ, программ на иностранном языке, заканчивая готовыми методиками образования и переводом существующих программ в онлайн, что тоже расширяет доступ к университету.

– Каким образом мы отбираем эти программы? Наши критерии основаны на тех ценностях которые продвигает Фонд с точки зрения российского высшего образования, – сказала Оксана Орачева. – И мне было очень приятно слушать выступление Тимоти Эдварда  О’Коннора – наши позиции во многом совпадают. В первую очередь, мы ищем те программы, которые ориентированы на сотрудничество, партнерство между университетами, между странами, между университетами и предприятиями и т. д. Мы поддерживаем междисциплинарные программы, сетевые, стремимся к тому, чтобы наши грантополучатели между собой активно общались. В результате одного такого взаимодействия у нас, к примеру, сотрудничают химик и искусствовед – их объединила тема реставрации. То есть важно шире смотреть на все возможности, даже те, которые напрямую с вашей профессиональной деятельностью не связаны. Свою задачу как Фонд мы видим в расширении перспектив, в создании той среды, которая вас будет постоянно стимулировать искать, находить решения и успешно их реализовывать.

По мнению Оксаны Орачевой российские университеты не всегда эффективно используют ресурсы, которые у них имеются: в частности, не рассматривают личные истории успеха преподавателей как возможность появления новых программ и привлечения новых студентов.

Активное общение участников семинара со спикерами продолжилось и после официальной части семинара. Своим впечатлением о встрече поделился заместитель начальника учебно-методического управления МИСиС Андрей Данилин:

– Я как раз занимаюсь в университете развитием магистерских программ, поэтому для меня этот семинар важен с точки зрения новых подходов к привлечению, в первую очередь, международных студентов на магистерские программы, а также популяризации и раскрутки новых магистерских программ. В этом году мы запустили как англоязычные, так и русскоязычные программы с будущим прицелом, что они могут стать и международными, и востребованными на нашем рынке. Моя задача: привлечь заинтересованных людей, а не тех которые приходят в магистратуру по наитию или по тенденции, чтобы получить полное высшее образование. Мне хочется увеличить количество студентов, пусть приходящих из других вузов, но мотивированных и хорошо понимающих для чего они сюда идут.

Цикл образовательных семинаров проекта 5-100 и Фонда стартовал с семинара в Казанском (Приволжском) федеральном университете и завершится 16 октября в Уральском федеральном университете в Екатеринбурге. 

 

Фото: Наталья Дорошева