Как создавать и продвигать международные магистерские программы

12 октября 2015 в Казанском федеральном университете (КФУ) прошел семинар на тему «Международные магистерские программы: разработка, позиционирование, рекрутинг студентов». Это первое из цикла информационных мероприятий, инициированных Фондом совместно с Проектом 5–100 и направленных на повышение конкурентоспособности российских вузов на мировом образовательным рынке. В семинаре участвовали представители вузов из Казани, Томска, Санкт-Петербурга, Тольятти, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода и других городов.

- Фонд традиционно поддерживает развитие российского высшего образования. Начиная 2000 года, когда была запущена Федеральная стипендиальная программа, мы поддержали более 26 тысяч студентов и более 2 тысяч преподавателей из 83 вузов страны, -- напомнила генеральный директор Фонда Оксана Орачева, открывая семинар. - В 2014 году мы сместили фокус своей деятельности на магистратуру, поэтому поддержка этого семинара для нас не случайна. Сейчас в нашей Стипендиальной программе участвуют 75 вузов со всей страны, и очень приятно, что три таких вуза расположены в Казани: Казанский федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ и Казанский государственный технологический университет. Это уникальная и объяснимая ситуация: Казань славится своими образовательными традициями.

Приветствуя участников, проректор по образовательной деятельности КФУ Дмитрий Таюрский отметил, что Казанский университет – один из старейших университетов России: он был основан в 1804 году указом императора Александра I. Созданный в качестве моста между Западом и Востоком, университет стал одним из ведущих интеллектуальных центров страны: здесь работали семь нобелевских лауреатов, учились многие известные люди (Лев Толстой, Владимир Ленин и другие), были сделаны открытия мирового уровня. Сегодня Казанский университет позиционируется как один из крупнейших (более 50 тысяч студентов) классических университетов, где предлагается широкий спектр образовательных программ,  том числе, международных.

Семинар был посвящен различным аспектам позиционирования, планирования и продвижения новых магистерских программ, которые создаются и запускаются в российских университетах. Заместитель исполнительного директора проектного офиса Проекта 5-100 Елена Чернышкова проиллюстрировала актуальность темы, рассказав о жестких условиях, под которыми «подписались» участники Проекта:

-- У них есть определенный набор индикаторов, и практически все университеты обязались за несколько лет в разы увеличить количество иностранных студентов. Делать это можно разными способами. Какими именно, мы обсудим на семинаре. А также то, чем руководствуются иностранные студенты, выбирая российский вуз, как влияет на их выбор имидж страны и университета, и многие другие вопросы.

Для того, чтобы сделать семинар максимально практически ориентированным, к участию были приглашены авторитетные эксперты в сфере глобального образования. Джозеф Эйвисон, управляющий директор The Chronicles of Higher Education, управляющий директор крупнейшего в мире издания по высшему образованию с миллионной аудиторией. Он рассказал, как университеты мира используют платформу The Chronicle Higher Education для продвижения своих программ, а также дал рекомендации, как доносить информацию об университете, используя англоязычные ресурсы. Эйвисон подчеркнул, что даже самые крупные и сильные университеты активно занимаются собственным продвижением, поскольку конкуренция очень велика. По его мнению, самый эффективный способ — это рассказы о конкретных ученых и их достижениях (истории успеха). Меган Бренн-Уайт, генеральный директор The Brenn-White Group –основатель компании, специализирующейся на продвижении и маркетинге не англоязычных университетов на глобальном рынке, также дала подробный анализ ситуации, насыщенный примерами и актуальными рекомендациями. Оба эксперта оптимистично оценили перспективы российских вузов на глобальном рынке.

В ходе семинара Оксана Орачева проинформировала участников о возможностях получения поддержки для магистратуры, предоставляемыми Благотворительным фондом В.Потанина, а также о критериях, которыми руководствуется Фонд в процесс отбора стипендиатов и грантополучателей:

- Мы поддерживаем тем программы, которые изначально позиционируются как междисциплинарные, сетевые, партнерские. Те, что ориентированы на выход за пределы университета, объединяя усилия нескольких вузов, предприятий и даже учреждений культуры. Программы должны быть инновационны, а ее выпускники – востребованы на рынке труда.  Конечно, один фонд ситуацию в стране заменить не может, наша задача скромнее. Мы хотим показать, как можно менять магистратуру, как появившиеся в результате нашей поддержки программы способны стать лучшими практиками. Для нас важна не только поддержка студентов и преподавателей, но и создание среды, самостоятельно формирующей запрос на качественное образование. Это невозможно без обмена лучшими практиками, создания партнерств, без стремления понять проблемы высшего образования и попыток найти их решение. Вдвойне приятно, что над этим аспектом мы трудимся вместе с Проектом 5-100. Уверены, что многое, что прозвучало сегодня, будет иметь прикладное значение непосредственно для тех, кто создает новые магистерские программы и продвигает их.

Цикл семинаров будет продолжен 14 октября 2015 в  Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» в Москве и 16 октября – в Уральском федеральном университете в Екатеринбурге.