«Новое заочное»: за и против

Интернет не уничтожит университетское образование, но изменит его до неузнаваемости. К такому выводу пришли участники открытой дискуссии, состоявшейся 1 июля 2014 г. в Москве, в центре Digital October. Поводом для поиска ответов на вопрос «Уничтожит ли интернет университетское образование?» (именно так была сформулирована тема обсуждения) стал взрывной рост популярности удаленного обучения. Все большую популярность приобретают дистанционные образовательные платформы - как зарубежные (Coursera, EdX), так и российские («Универсариум», Interneturok.ru и др). Способно ли онлайн-обучение конкурировать с традиционным – и, главное, должно ли оно это делать, - выясняли студенты и преподаватели магистратур (участники Школы Благотворительного фонда В.Потанина, проходящей с 30 июня по 4 июля в Подмосковье) вместе с экспертами и теми, кто интересуется идущими в образовании процессами.

Как выяснилось из экспресс-опроса аудитории, одна из главных проблем онлайн-образования – студенты не заканчивают начатых курсов. Причин несколько: на серьезное обучение не хватает сил и времени (тем более, что курсы, как правило, не являются основной деятельностью); к середине курса студенты понимают, что уже получили информацию, которая были им необходима, и считают лишним доучиваться до конца. Одним не хватает возможности общаться с преподавателями «в живую», другим – атмосферы конкуренции с однокурсниками. Так или иначе, по статистике Coursera, до финиша доходит всего 4-6% тех, кто начал обучение.

Начальник управления коммерческих проектов в области образования и социальной сфере Дирекции развития бизнеса МИА «Россия сегодня», руководитель проекта «Универсариум» Дмитрий Гужеля предсказал, что в ближайшие годы в России эта цифры резко увеличится - в том числе, потому, что онлайн курсы будут использоваться как измеритель эффективности вузовских преподавателей. 

- Министерство образования прилагает усилия, чтобы онлайн-обучение входило в жизнь: в ближайшие годы планируется на 40% сократить число вузов, и на 80% - количество вузовских филиалов. Можете представить, сколько останется и куда пойдут учиться те, кто не поступит в них. Технологии не изживут традиционное образование до конца - серьезные знания будут даваться в очном режиме. Общение тет-а-тет с преподавателем сохранится в элитных университетах. Онлайн станет первой ступенью к хорошему образованию.

По мнению директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрия Пескова, апеллировать к существующему опыту онлайн-обучения бессмысленно - технологии меняются с такой скоростью, что попытки интернет-обучения 3-5-летней давности уже стали историей. «Единственный способ преуспеть - исходить из будущего, а не из прошлого», - подчеркнул он.

Отдельную дискуссию вызвал вопрос, зачем собственно вузам интернет-обучение - на разработку курсов тратятся значительные средства, и пока не очевидно, что они окупятся. Генеральный директор Digital October Дмитрий Репин уверен, что для университетов это скорее способ остаться релевантными, чем попытка заработать - не жажда наживы, а борьба за выживание.

Главный политический риск бурного развития онлайн платформ ведущих мировых университетов сформулировал профессор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Владимир Тихомиров. По его мнению, изобилие информации на таких ресурсах способно демотивировать вузовских преподавателей вести собственную научную работу, что в стратегическом плане может привести к снижению конкурентоспособности национальной науки.

Координатор проектного офиса московской школы управления «Сколково Алексей Фалалеев уверен, что авторы новых технологий страдают профессиональной болезнью: они уверены, что их изобретение вытеснит все, что было раньше. «Сейчас это Cousera, три года назад это были социальные сети. В этой связи я бы предложил вспомнить фильм «Москва слезам не верит», герой которого считал, что через 20 лет не будет ни театра, ни балета, ни книг - одно сплошное телевидение», - сказал он.

Участники дискуссии поинтересовались у экспертов, когда российские вузы начнут засчитывать сертификаты онлайн-курсов в процессе традиционного академического обучения. По мнению Дмитрия Пескова, это произойдет уже в течение ближайших лет. Студентов также интересовали и другие актуальные вопросы: например, насколько защищены онлайн-платформы от мошенничества (например, когда задание за студента выполняет другой человек). Как выяснилось, существуют технологии, способные сканировать индивидуальную манеру набора текста на клавиатуре, таким образом, обмануть онлайн-профессора невозможно. Другая проблема – кто несет ответственность за ошибки в онлайн-курсах. По мнению Дмитрия Гужели, в интернет-обучении гораздо проще выстроить систему ответственности, чем в ситуации с очным обучением, когда студент практически не защищен от некомпетентности преподавателя. По словам экспертов, стремительно решается и проблема «виртуальности» преподавателей – технологии позволяют делать общение с лекторами все более неотличимым от реального.

Горячее обсуждение вызвал вопрос о роли интернет-обучения в медицине – сфере, где практический, не виртуальный опыт работы критичен. После бурной дискуссии участники сошлись на том, что полноценного медицинского онлайн-образования пока не существует, но отдельные его элементы уже стали частью повседневной врачебной практики.

«В ближайшие годы мы будем наблюдать не борьбу одного вида образования с другим, а их смесь и взаимопроникновение», - резюмировала модератор дискуссии, директор центра eLearning Елена Тихомирова. - «Главное для вас - научиться учиться с помощью современных технологий».

Полная видеозапись дискуссии доступна на сайте Digitl October.