«Музейный гид» в Павловском Посаде
«Музейный гид» в Павловском Посаде

Уникальный музей открылся 12 лет назад в Павловском Посаде – текстильном центре, где исторически сосредоточено  производство шелковых, полушелковых и шерстяных набивных платков. В основу коллекции легли предметы, собранные коллекционером и краеведом, а ныне директором музея  Владимиром Шишениным. Среди экспонатов – редкие шелковые и хлопчатобумажные платки золотого шитья, женские головные уборы, платки и шали знаменитых мануфактур Москвы и центральных губерний России (в том числе, Прохоровской и  Трехгорной).

- Нижегородские платки шили на шелке, привезенном с востока. Основа платков, изготовленных в Каргополе и Архангельской губернии – миткаль, хлопчатобумажная ткань, которую купцы везли из Англии в обмен на мачтовый лес, -- рассказывает Владимир Шишенин.  -  Из Англии же пришла традиция выпускать юбилейные платки. Например, в нашей коллекции есть экземпляры, посвященные установке памятника тысячелетию России (1862 год), коронации Александра III и Николая II, войне 1812 года, 300-летию дома Романовых, русско-японской войне 1904-1905… Есть даже такой раритет, как платок, выпущенный к Олимпиаде 1940 года в Хельсинки – спортивному празднику, не состоявшемуся из-за начала Второй мировой войны. Таким образом, платки вобрали в себя историю страны и мира.

В 2011 году музей выиграл грант в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» на проект «Приручение набойки: метод огурца» (автор - Анастасия Талызина), а также получил право быть представленным в ежегодном сборнике путеводителей «Музейный гид». Таким образом, брошюра, рассказывающая о коллекции платков и шалей была издана в составе сборника 2013 года.

- «Музейный гид» - один из молодых проектов фонда, ему всего два года, - рассказала исполнительный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева. – Он логически вырос из наших программ поддержки культуры. Мы всегда стремились помочь музеям стать чем-то большим, чем хранилище экспонатов – центром, где люди могут найти для себя что-то важное, личное, прикоснуться к истории, подумать о будущем. С помощью конкурсов нам удается сделать так, чтобы они открывали  нечто новое для каждого из посетителей. «Музейный гид» позволил объединить накопленный фондом опыт и подсказать еще одно направление, в котором могут развиваться музеи.

- Каждый выпуск содержит 16 путеводителей по разным музеям страны – от маленьких до самых крупных и известных. Каждая брошюра включает в себя определенные разделы: краткую историю музея и его коллекции, а также описание, как он попал в обойму «Музейного гида», - рассказала шеф-редактор сборника Ксения Велиховская. – Обязательная информация для туристов: расписание работы музея, его местонахождение, сведения об экскурсиях и ценах на билеты. Раздел инфографики содержит  подробное описание, как добраться до места - как на машине, так и на общественном транспорте. Основу содержательное части составляет статья, которая рассказывает о том, что интересного здесь можно увидеть. Особое внимание мы уделяли выбору авторов: как правило, это не работники музея, а люди со стороны. Нам это кажется особенно ценным, поскольку свежим  взглядом можно разглядеть самое интересное, неожиданное, то, что может вдохновить читателей.

Путеводитель, посвященный Павлово-Посадскому музею, относится к разделу сборника «Коллекция», то есть выполняет задачу не описать фонды музея целиком, а подробно рассказать об отдельно взятой коллекции - данном случае, коллекции платков и шалей.

- Участие в проектах, подобных музейному конкурсу фонда Потанина, очень полезно, - уверен Владимир Шишенин. – Это помогает двигаться вперед. Даже если музей не выиграл грант, родившаяся в ходе конкурса идея, как правило, продолжает жить и развиваться.

Презентация не ограничилась рассказом о путеводителе: к ней было приурочено открытие выставки русских самоваров, а сотрудники музея провели для всех желающих мастер-класс по ручной набойке платков.

В мероприятии приняли участие представители районной и городской администрации, работники областных музеев, сотрудники библиотек. Музейщики с большим интересом восприняли опыт коллег, оценив перспективы и возможности, которые открывает участие в проектных конкурсах - прежде всего, это один из способов вывести музей на новый уровень взаимоотношений со своей аудиторией.

В настоящий момент идет работа над сборником «Музейный гид»-2014, который будет представлен публике на международном фестивале музеев ИНТЕРМУЗЕЙ-2014.