Назад

Болевые точки магистратуры

Развитие Болонского процесса в России не обходится без трудностей. Основные болевые точки магистратуры обсудили представители профессионального сообщества на итоговом заседании первого дня конференции «Магистратура ++: программируя образование будущего». Сессия строилась по принципу «открытого микрофона»: любой желающий мог взять слово.

Среди наиболее острых проблем преподаватели отметили отсутствие у студентов реального желания учиться. Отсюда возникают вопросы о том, что заставляет людей идти в магистратуру, стоит ли тянуть туда студентов сразу после бакалавриата, и что важнее – количество магистрантов или их качество.

И в обществе, и в самой академической среде все еще присутствует восприятие бакалавриата как недовысшего образования. В качестве основного аргумента приводится тот факт, что без магистерского диплома нельзя поступить в аспирантуру и занимать ряд должностей. Поэтому многие идут в магистратуру по накатанной дорожке, зачастую под давлением родителей, не разобравшись до конца в собственных потребностях и склонностях. Особенно это касается юношей, которые в стенах вуза «прячутся» от армии.

В результате на первое место выходит не жажда знаний, а получение диплома. Во многом мотивация зависит и от того, кто платит за обучение: если родители или работодатель – она почти нулевая, если сам магистрант – он относится к процессу более ответственно.

Большинство участников дискуссии считают, что между бакалавриатом и магистратурой должен быть хотя бы небольшой перерыв, который дает человеку возможность поработать, приобрести определенные навыки и более осознанно подойти к планированию своей образовательной и карьерной траектории. В Германии, например, средний возраст студентов не 17-18, а 22-25 лет, там люди серьезно думают о том, нужно ли им высшее образование или нет, рассказал один из выступавших.

Однако есть опасность, что человек, который пошел на работу после бакалавриата, уже не захочет возвращаться на студенческую скамью, поэтому брать студентов надо «тепленькими», возражали оппоненты. Ведь сами вузы заинтересованы в достаточно высоком спросе на магистратуру, и предъявляют к магистерским программам определенные количественные требования по привлечению абитуриентов, в том числе на платной основе. К тому же нельзя забывать о физиологических возможностях организма, который лучше усваивает информацию в более молодом возрасте.

Решение этой дилеммы эксперты видят в том, чтобы уже с первых ступеней высшего образования основной акцент в подготовке студентов делать не на профессиональных компетенциях, а на умении учиться и стремлении постоянно расширять объем своих знаний.

Беспокоит представителей вузов и растущий объем бюрократических требований, которые отвлекают от собственно преподавательской деятельности. «Чиновничья карусель замучила. Профессора не студентов учат, а бумаги пишут», - сетуют они.

Еще одной болевой точкой является проблема финансирования. Доцент в среднем по России получает 30 тысяч рублей, тогда как ректор – в десятки раз больше, стипендия магистранта – около 3 тысяч, при этом многие уже имеют семьи. В таких условиях мотивация преподавателей тоже оставлять желать лучшего («как платят, так и учим»), а на кафедрах идет феминизация, потому что мужчины уходят работать в другие сферы, где денег намного больше. К тому же, контракт с преподавателем нередко заключается на 1-2 года, хотя по закону должно быть 5 лет. При таком горизонте планировать серьезные магистерские программы весьма затруднительно.

Без материальной поддержки магистратуре в современных условиях развиваться почти невозможно, резюмировали участники заседания.

Другие материалы блога

Выступление генерального директора Фонда Оксаны Орачевой на Конференции Форума Доноров
27 ноября 2023
Выступление генерального директора Фонда Оксаны Орачевой на Конференции Форума Доноров

Выступление генерального директора Фонда Оксаны Орачевой на панельной дискуссии «Бесценный груз: как организовать накопление, управление и передачу знаний и компетенций в секторе» XXI Ежегодной Конференции Форума Доноров

Оксана Орачева

Генеральный директор

Итоги первого полугодия эндаумента Фонда Потанина
14 августа 2023
Итоги первого полугодия эндаумента Фонда Потанина

Директор по управлению целевыми капиталами Фонда проанализировал инвестиционные результаты эндаумента

Владимир Цупров

Советник генерального директора

#Эндаументы
Блог «Больше чем деньги: от грантов к партнерству»
20 февраля 2021
Блог «Больше чем деньги: от грантов к партнерству»

Центр развития филантропии Фонда Потанина представил обзор, посвященный взаимодействию зарубежных донорских организаций с грантополучателями

#Центр развития филантропии
Цели устойчивого развития в работе НКО
14 октября 2020
Цели устойчивого развития в работе НКО

На мой взгляд, сегодня наиболее заметны три барьера на пути достижения целей устойчивого развития

Что ждет благотворительность в будущем
18 июня 2020
Что ждет благотворительность в будущем

Пандемия нанесла ощутимый удар по некоммерческому сектору. Благотворительным организациям необходимо найти оптимальные, системные решения для выживания, восстановления и выхода на новый уровень

#Центр развития филантропии
Инновации и развитие: дело времени
19 декабря 2019
Инновации и развитие: дело времени

К завершению первого года работы направления «Инновации и развитие» о результатах и дальнейших планах

Ирина Лапидус

Директор программ

Как подать заявку на грант, чтобы точно его получить
13 декабря 2019
Как подать заявку на грант, чтобы точно его получить

Любовь Заварыкина подготовила рекомендации, как составить беспроигрышную заявку для получения гранта в любой грантодающей организации

#Магистратура
Путь добровольцев
5 декабря 2019
Путь добровольцев

5 декабря отмечается Всемирный день волонтера. О своем опыте поддержки движения добровольцев и том, как оно развивается в нашей стране, +1 рассказывает генеральный директор Фонда

#Филантропия
Блог «Настоящий лидер четко осознает свою миссию в мире»
25 ноября 2019
Блог «Настоящий лидер четко осознает свою миссию в мире»

Зачем лидерам филантропии делиться опытом, почему необходима эмпатия и в чем сходство и различие российской и зарубежной филантропии

#Центр развития филантропии
Формирование международной репутации
31 октября 2019
Формирование международной репутации

В условиях современного мира и эры пост-правды принципы партнерства и открытости выходят на первый план и определяют конечный результат

Юлия Грозовская

Директор стратегических коммуникаций

#Некоммерческие организации
Диалоги о российской магистратуре на иркутской конференции
9 октября 2019
Диалоги о российской магистратуре на иркутской конференции

Мероприятие прошло в рамках международного симпозиума «Динамические системы, оптимальное управление и математическое моделирование»

Анатолий Торкунов

#Образование
Магистранты о магистратуре
12 июля 2019
Магистранты о магистратуре

Зачем люди идут в магистратуру, каких знаний и навыков от нее хотят, каким видят идеального преподавателя и свое будущее после обучения

Анатолий Торкунов

#Магистратура #Образование
Магистратура сегодня и в будущем
10 июля 2019
Магистратура сегодня и в будущем

Как сегодня трансформируется магистерское образование

Анатолий Торкунов

#Магистратура #Образование
Создавая будущее: точки роста для российской магистратуры
5 июля 2019
Создавая будущее: точки роста для российской магистратуры

Блог о ключевых направлениях развития сектора

Анатолий Торкунов

#Магистратура #Образование
Новый fondpotanin.ru
3 июля 2019
Новый fondpotanin.ru

В июле Фонд Потанина запустил новый веб-сайт

Юлия Грозовская

Директор стратегических коммуникаций

Рождение российской магистратуры: первые итоги исследования
1 июля 2019
Рождение российской магистратуры: первые итоги исследования

Проект инициирован весной 2018 года Институтом образования НИУ ВШЭ и поддержан Фондом Потанина

Анатолий Торкунов

#Магистратура #Образование
Блог «Обзор филантропии в Китае»
16 мая 2019
Блог «Обзор филантропии в Китае»

Как и в России, филантропия в Китае развивается быстрыми темпами

#Центр развития филантропии
Высшая школа бизнеса МГУ
25 марта 2019
Высшая школа бизнеса МГУ

В марте 2019 года Оксана Орачева провела серию семинаров в Высшей школе бизнеса МГУ — наблюдения по итогам

#Образование
Действовать как лаборатория
14 марта 2019
Действовать как лаборатория

Как устроен фонд и куда движется российская благотворительность в интервью журналу Forbes