Назад

Мария Карманова: «Мне всегда хотелось узнать побольше о месте, в котором я живу, и рассказать об этом другим»

Мария Карманова – журналист, автор проекта «Усадьба Устинова», который получил поддержку в рамках конкурса «Практики личной филантропии и альтруизма». Мария работает над тем, чтобы превратить дворянскую усадьбу XIX века в Саратовской области в культурный центр с большим туристическим потенциалом.

Мария, как вы начали свою профессиональную карьеру в журналистике? И как появился интерес к истории края?

Моя карьера началась 20 лет назад, когда я еще училась в школе. Все это время я пишу, и уже 15 лет работаю на телевидении. Я стараюсь смотреть на мир широко, замечать то, что происходит в моем городе. Именно окружающая действительность чаще всего служит вдохновением для моих материалов.

Интерес к истории края тоже появился довольно рано: мне всегда хотелось узнать побольше о месте, в котором я живу, и рассказать об этом другим. Работа журналиста дала мне возможность глубже погрузиться в тему.

Что вас вдохновляет и мотивирует в работе?

Самый большой заряд энергии я получаю от людей. Когда видишь тех, кто горит своим делом, это очень воодушевляет. Мое любимое занятие – рассказывать о людях, которые делают яркие проекты в сфере сохранения культуры и архитектуры, работают с природными достопримечательностями, литературой, искусством.

Несколько лет назад мы с командой делали программу про путешествия по Саратовской области – тогда я уже не просто из книг, а опытным путем смогла убедиться, что вокруг нас масса фантастических историй прошлого, с которыми мы практически не знакомы. Это стало «мостиком» к проекту, которым я сейчас занимаюсь. С селом Сосновоборским связано мое детство: я проводила там каникулы у бабушки и дедушки. Раньше я не воспринимала это место с точки зрения какой-то исторической ценности. Оказалось, что стоит копнуть глубже, и ты замечаешь неожиданные совпадения и невероятные факты.

Расскажите, пожалуйста, о проекте «Усадьба Устинова». Как возникла идея его создания?

В Сосновоборском когда-то находился старинный конный завод, который был градообразующим предприятием. Он обанкротился на рубеже нулевых и, потихоньку, как это бывает со многими селами, все начало приходить в запустение. Люди уезжают в областной центр, а если возвращаются в свои дома, то только на выходные, как на дачу.

В очередной раз приехав туда, по дороге я обратила внимание на комплекс конюшен – его начали разбирать. Оказалось, что после банкротства конезавода здания выкупили, а новый собственник распродает исторический кирпич. Объект не является памятником, а значит, с ним можно делать, что угодно. Тогда я подумала, что информационный проект может помочь привлечь внимание к этому месту и поменять отношение к объекту. Я начала активно узнавать про усадьбу: кто был собственником, чем он интересен, какой внес вклад, кто здесь бывал. Когда прочитала о конкурсе «Практики личной филантропии и альтруизма», поняла, что надо готовить заявку – для него не требуется наличие НКО, я могла участвовать как физическое лицо, что было решающим моментом.

Каких социальных эффектов вы надеетесь достичь с помощью проекта?

Главное, к чему я стремлюсь – поменять отношение людей к историческим объектам. Сначала приедут посмотреть подкованные в истории туристы, затем задумаются местные жители, постепенно отношение начнет меняться и у ответственных органов, ведь объект может приносить пользу. Обстоятельства так совпали, что после победы в конкурсе я стала членом градозащитного совета. Будучи журналистом, много общалась с членами этого совета, историками, и однажды мне самой предложили войти в состав. Тогда у меня открылись новые возможности. Например, одно из выездных заседаний совета я предложила провести на территории усадьбы: в январе этого года мы с советом побывали в селе, пообщались с представителями районной администрации. Зашла речь о том, чтобы поменять статус объекта – выявленные черты исторических построек могут служить основанием для включения усадьбы в реестр объектов культурного наследия. Работа, над которой я сейчас тружусь, и факты, которые нашла в связи с этим местом, могут лечь в основу смены статуса. На встрече с министром культурного наследия Саратовской области я тоже присутствовала как градозащитник. У него очень вдумчивый подход, потому что здесь нет цели просто сделать памятник, чтобы потом проект по реконструкции был необычайно дорогим. Я рада, что мне советуют, как это все можно оградить от расхищения. Это задача со звездочкой – продумать, как можно работать с объектом дальше. Также из социальных эффектов – развитие туризма. В рамках проекта, получившего поддержку Фонда, я провела пресс-тур, после него в село поехали заинтересованные туристы.

Какова значимость сохранения усадебного комплекса Устиновых для региона и его истории?

В Саратовской области не так много усадебных памятников, многие безвозвратно утрачены. Например, дача дяди Лермонтова, к которому он обращается в стихотворении «Бородино»: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…».

Усадьба принадлежала целому роду – у Устинова было пятеро детей, и каждый из сыновей получил свою долю на территории современных Саратовской и Пензенской областей. Посещение этих отдельных усадеб можно превратить в интересный маршрут, который объединит две области для развития туристического потенциала обоих регионов.

Маршрут по Устиновским усадьбам я сейчас разрабатываю – ради интереса сама съездила и посмотрела все, что можно было бы в него включить. В одном селе сохранилась церковь, у нас – усадьба, в поселке Беково в Пензенской области – часть усадебного дома. Так складывается картина жизни XIX века, и можно много о чем рассказывать в этом туристическом маршруте: об истории страны, о приключениях исторических личностей – например, тот же Лермонтов мог бывать в доме Устинова. Один из представителей рода точно был дружен с Пушкиным. Даже литературно-исторический маршрут можно построить.

Один из конюшенных комплексов в Сосновоборском занимает огромную территорию, на которой можно делать всё, что угодно: арт-резиденции, этнографический парк, которых в Саратове нет, проводить культурные и музыкальные фестивали. Все это, конечно, требует помощи инвестора, и информационная составляющая – первый «кирпичик» в его поиске.

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от участия в конкурсе и взаимодействия с Фондом.

Узнав о конкурсе «Практики личной филантропии и альтруизма», я поняла, что вступительный порог для меня простой: во времена студенчества я была трижды стипендиаткой Фонда, и, хоть наше взаимодействие происходило много лет назад, оно сыграло свою роль в моем участии.

Я с большой благодарностью отметила бережное отношение менеджера мониторинга к моему проекту. И в целом во всем ощущается доступность и дружелюбность – от стиля коммуникации на сайте до заполнения заявки.

Поделитесь, пожалуйста, планами на будущее – творческими и профессиональными.

Я узнала о старте нового цикла «Практик личной филантропии и альтруизма» и буду оформлять заявку на участие во второй раз. Я убедилась, что туристам это интересно, что люди готовы приезжать, так что проекту нужно быть осязаемым в пространстве села. Сейчас материал по усадьбе полностью собран, хотя я не ожидала, что работа с архивами настолько масштабная и трудозатратная.

Хочу, чтобы на следующем этапе можно было сделать что-то с внешним видом построек, которые не находятся в частной собственности. Парк и башня, которая осталась от барского дома, находятся в муниципальной собственности, с ними можно работать на волонтерских основаниях. Мне бы хотелось опилить деревья, сделать дорожки, конструкцию, которая позволяла бы представить, какого объема здание утрачено. Еще по легенде Устиновские пруды были выложены кирпичом внутри. Может и сейчас их можно почистить, привести в порядок, установить указатели. Это уже будет важным поводом для туристической поездки.

Место пока меня не отпускает – я просто чувствую, что усадьба требует гораздо большего внимания. Уверена, что благодаря поддержке Фонда мы развиваем масштабный и значимый проект.