Назад

Людмила Надточий: «Многозадачность – тренд для современного преподавателя, а время – наиболее ценный ресурс, которым необходимо грамотно управлять»

Людмила Надточий – доцент факультета экотехнологий мегафакультета наук о жизни Университета ИТМО, победительница грантового конкурса для преподавателей 2020/21 и конкурса профессионального развития. Проекты Людмилы направлены на то, чтобы как можно больше людей узнали о биотехнологиях. Об этом и многом другом она рассказала в интервью.


Людмила, как вы пришли в профессию?

После обучения в средней школе у меня не было определенных предпочтений при выборе вуза. На тот момент для меня было важно определиться с направлением обучения, которое будет востребовано на ближайшие десятилетия. Думаю, я не ошиблась, остановившись на специальности инженера-технолога в области продуктов питания, так как проблема продовольственной безопасности остро стоит в мире и в настоящее время.

Мой профессиональный путь преподавателя начался в 2003 году: спустя 3 года после защиты кандидатской диссертации мой научный руководитель – доктор технических наук, профессор Людмила Александровна Забодалова – предложила мне позицию старшего преподавателя на кафедре технологии молока и молочных продуктов Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий (ныне Университет ИТМО). Я без колебаний приняла предложение, так как планировала развиваться в области образования и науки. За почти 20 лет работы было много изменений как в самом университете, так и на уровне высшего образования в стране, в связи с чем пришлось меняться самой и менять подходы к обучению студентов в университете. Современный преподаватель сталкивается с новыми вызовами и запросами общества, как, например, организация и реализация онлайн-обучения на высоком профессиональном уровне и пр. Я постоянно продолжаю совершенствоваться как преподаватель и использую любые возможности для собственного обучения, которые в ИТМО предлагаются в большой вариативности (например, в настоящее время я обучаюсь на курсах английского и китайского языков).

Под вашим руководством в 2020/2021 году в Университете ИТМО запустился курс «Спортивное питание». Он получил поддержку в рамках грантового конкурса для преподавателей Фонда Потанина. Как родилась идея курса и в чем, на ваш взгляд, его главная ценность?

Курс задумывался в смешанном формате с организацией онлайн-лекций. Как руководитель проекта я ставила для себя задачу грамотно его «упаковать» и запустить на платформе Moodle, тем самым сделав удобным для обучения магистрантов – это для меня являлось ключевым моментом в реализации проекта. Мне пришлось овладевать навыками онлайн-обучения, в связи с чем за год я сама прошла обучение по двум программам повышения квалификации на базе Университета ИТМО. Благодаря профессиональной поддержке моих коллег из университета, в частности, кандидата педагогических наук Екатерины Безызвестных – автора курсов по организации работы в Moodle, удалось в полной мере реализовать смешанный формат обучения на собственном проекте.

Также мне пришлось самостоятельно разбираться в специфике знаний в области спортивного питания с учетом физической нагрузки человека, так как первоначальная идея по подготовке теоретического материала курса была связана с привлечением приглашенного лектора – эксперта в области спорта и физической активности из Европейского университета, однако воплотить ее не удалось. В ходе организации курса была оказана весомая поддержка от Университета ИТМО: в рамках программы ITMO.Mentor курс сопровождала ментор Эльмира Эминова – аспирант 3-го года обучения Университета ИТМО, которая помогала на всех стадиях реализации курса – от подготовки видеолекций до технической поддержки практических занятий.

Успех реализации задуманного связан с мотивацией к знаниям магистрантов, обучающихся по образовательной программе «ФудТех», в которую включен курс, их навыками коммуникации и нацеленностью на амбициозные результаты. На практических занятиях курса мы подготовили опросный лист и провели исследование по оценке грамотности в вопросах питания спортсменов из студенческого спортивного клуба «Кронверкские барсы» при поддержке председателя клуба Евгения Раскина и руководителя клуба Дмитрия Русанова. Полученные данные стали основой для подготовки статьи, над которой наша команда работает в настоящее время.

Я планирую и дальше развивать данное направление и делиться опытом в области спортивного и здорового питания с заинтересованными людьми. В настоящее время я веду переговоры с представителями фитнес-клуба об организации семинара на тему питания для активного и здорового долголетия, в основу которого войдут материалы курса.

В 2021 году вы принимали участие в конкурсе профессионального развития с проектом «Летняя школа в области биотехнологий», который получил поддержку Фонда. Расскажите о нем подробнее: чем интересен формат проекта, какие цели вы ставили, удалось ли их достичь?

Проект «Летняя школа в области биотехнологий» был реализован командой научных сотрудников международного научного центра «Биотехнологии третьего тысячелетия» Университета ИТМО в формате онлайн-обучения, что привлекло повышенный интерес со стороны слушателей школы. Участие в Летней школе позволило им познакомиться с лучшими практиками ИТМО в области пищевых биотехнологий. Программу Летней школы мы планировали в большей степени для студентов бакалавриата и магистратуры, однако среди ее участников были и те, кто уже давно занимается наукой и хотел бы улучшить свои знания о современных методах исследования пищевых систем и подходах к оптимизации качества и безопасности продуктов питания на основе международных стандартов. На основании полученной обратной связи от слушателей Летней школы могу с уверенностью сказать, что мы не только достигли поставленных целей в транслировании лучших практик, которыми владеем, но и узнали интересные факты о научных разработках студентов из разных стран: Китая, Индии, Египта, Турции, Монголии, Нигерии, Пакистана, Эритреи и России. В то же время, нам есть к чему стремиться, в частности, следует подумать о том, как организовать возможность обучения в школе большего количества студентов одновременно, например, 600 человек – именно с таким запросом к нам обратились коллеги из Наньчанского университета (Nanchang University), Китай. Безусловно, успех данного проекта – это успех команды: от молодых ученых до менеджеров отдела сопровождения обучающихся по международным программам Университета ИТМО, в связи с чем хотелось бы высказать благодарность Екатерине Рассоленко за профессиональное сопровождение Летней школы на всех этапах ее реализации. В настоящее время, получив ценный опыт в рамках проекта, мы планируем и дальше развивать Летнюю школу на стыке биотехнологий и экотехнологий на базе МНЦ «Биотехнологии третьего тысячелетия» при поддержке руководителя научного центра –кандидата технических наук, доцента Дениса Бараненко и декана факультета экотехнологий кандидата технических наук, доцента Екатерины Тамбулатовой.

Как вы оцениваете опыт участия в конкурсах Фонда? 

Опыт участия в конкурсах Фонда Потанина оказался крайне важным для меня по ряду причин. Во-первых, я прочувствовала свою роль и значимость в качестве руководителя проекта. Во-вторых, получила бесценный опыт работы в команде единомышленников. В-третьих, поверила в свои силы и способность делиться накопленным опытом с людьми и не останавливаться на достигнутом. По результатам реализации проектов я приглашена в команду проекта FISU «Healthy Campus» в Университете ИТМО в качестве эксперта по направлению «Правильное питание». Безусловно, в дальнейшем я планирую принимать участие в различных конкурсах Фонда и мотивирую к этому студентов магистратуры, а также членов своей команды, с которыми мы реализовывали проект «Летняя школа в области биотехнологий», тем более, что Фонд предоставляет широкий спектр возможностей для академического сообщества.

Как вам удается находить время на выполнение большого количества задач, реализацию проектов, и при этом не терять вдохновения? Что мотивирует вас в работе?

На мой взгляд, многозадачность – это тренд для современного преподавателя, а время – наиболее ценный ресурс, которым необходимо грамотно управлять. Однако без мотивации реализовать задуманное достаточно сложно. Для меня мотиваторами являются молодые ученые, студенты, с которыми я взаимодействую на уровне преподавателя, научного руководителя или коллеги, так как в результате этого процесса очевидна их заинтересованность, высокая степень вовлеченности и стремление к профессиональному росту в выбранной ими области.

Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшую перспективу?

Как преподаватель я планирую развиваться в области доступного онлайн-образования (создание и поддержание работы собственного блога) и популяризировать имеющиеся у меня знания о подходах в рационах питания для различных целевых групп (школьников, людей, ведущих активный образ жизни, и др.). Помимо этого, как ученый я планирую осуществить научную стажировку за рубежом с целью развития компетенций в области персонализированного питания. Более того, я стремлюсь успешно завершить обучение в докторантуре Университета ИТМО и выйти на защиту в установленные сроки.

Какие советы вы можете дать преподавателям, которые только планируют принимать участие в конкурсах Фонда?

Я бы сказала им, что они уже на верном пути, так как рассматривают для себя такую возможность. Основываясь на собственном опыте, я бы посоветовала планировать проект в команде с единомышленниками и не бояться трудностей, которые, безусловно, будут возникать. Однако решать задачи проекта, иногда в условиях неопределенности, всегда проще не в одиночку, а именно в команде. Также я бы посоветовала быть в тесной коммуникации с академическим сообществом и делиться опытом реализации проекта со своими коллегами, как внутри университета, так и во вне.