Назад

Екатерина Беляева: «Победа в грантовом конкурсе говорит о нашей ценности среди других образовательных инициатив»

Как родилась идея создания междисциплинарной международной магистерской программы Digital Art — «Цифровое искусство», объединяющей искусство, инженерию и новые технологии? В чем ее уникальность?

Идея программы появилась благодаря фестивалю технологического и цифрового искусства «ПУСК», который я с командой делала на протяжении 5 лет, с 2014 по 2018 год, во Владивостоке. Он объединял в себе технологическое искусство, актуальные инженерные решения, образование и электронную музыку. В рамках фестиваля молодые дизайнеры, архитекторы, инженеры и программисты из Владивостока и других городов России придумывают и самостоятельно монтируют авторские арт-инсталляции. Объекты создаются при помощи световых, цифровых и проекционных технологий.

В программе мы с кураторами постарались объединить междисциплинарный подход и ценности горизонтальных связей внутри сообщества технических энтузиастов в модульной образовательной системе, где, понимая технологическое искусство как медиатор между наукой и социумом, магистерская программа вводит инновационные технологии и новый инструментарий для создания проектов на актуальные темы.

Уникальность программы в ее практико-ориентированном процессе обучения. Студенты получают знания через разработку проектов, публично презентуя их каждые две недели. Обучение также ведется по принципу LiberalArts, когда студенты могут самостоятельно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выбирая необходимые лично им курсы. И, наконец, у нас внедрен модульный формат обучения в виде двухнедельных интенсивов, следующих друг за другом на протяжении всего семестра. Каждый интенсив проходит с лучшими преподавателями-практиками из России и Европы и формирует у слушателей уникальные навыки. Сессии проводятся в формате выставок, а защита диплома осуществляется в виде защиты проекта.

В целом, самое ценное для нас — это все же подход к образованию через сообщество, где главным являются связи между студентами, кураторами и преподавателями. Digital Art — это международное сообщество людей, работающих с новыми типами медиа-технологий.

Почему вы решили подать заявку на грантовый конкурс Стипендиальной программы Владимира Потанина?

Я являлась стипендиаткой Фонда – победила в стипендиальном конкурсе в 2016 году, позже получала поддержку от Фонда и по выездным стажировкам. Слежу за проектами Фонда и возможностями поддержки, наблюдаю за историями успеха.

Как считаете, появилась бы ваша программа без финансовой поддержки Фонда?

Для нас поддержка Фонда очень важна с имиджевой стороны: победа говорит о нашей ценности и значимости, конкурентоспособности среди других образовательных инициатив. Кроме того, это возможность быстрого приобретения расходных материалов для наших образовательных интенсивов, покупка которых осложнена бюрократическими проволочками со стороны любой университетской системы.

Продвинулись ли вы в реализации своей мечты — создать на базе программы международный креативный кластер, который будет способен генерировать новые идеи и продукты в области DigitalArt?

Пока мы на стадии переговоров с ректором и проректором. Мы презентовали еще три новых образовательных программы, за которые можем взяться в рамках «креативного кластера». Кроме того, уже три месяца мы ведем переговоры с Университетом ИТМО и ТГУ о создании совместной программы в 2020 году.

Насколько программа популярна?

В этом году мы получили 54 заявки на 14 бюджетных мест от абитуриентов из более чем 25 городов России, сейчас у нас учатся студенты из Владивостока, Находки, Благовещенска, Хабаровска, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Перми, Иркутска, Калининграда. На платное отделение у нас также есть конкуренция, и желающим нужно пройти серьезные вступительные испытания.

Что вы думаете о возможностях экспорта российского высшего образования (в широком смысле)? Конкурентоспособно ли оно в современных условиях?

Мне кажется, что экспорт российского высшего образования — один из глобальных вызовов для всей России. Мир изменился, но университеты и их образовательные программы, являясь очень большой неповоротливой бюрократической машиной, стесненной массой обстоятельств и нормативных актов, загнаны в рамки. Им недостает гибкости, мобильности, а значит, что путь к изменениям займет долгое время. Скорее всего, это будет связано со сменой поколений в целом и принятием новых нормативных актов на уровне министерства. Но при грамотном руководстве, проработки индивидуальной стратегии и позиционирования университета (видения себя не на карте региона или даже не на карте России, а на карте мира), можно добиться прорывных результатов. Также университетам стоит пересмотреть кадровую политику, проведение конкурсных процедур для профессорско-преподавательского состава, систему трудовых смарт-контрактов и многое другое.

В этом году программа Digital Art стала номинантом государственной премии в области современного искусства «Инновация 2019». Вы оцениваете это событие как успех?

Мы испытываем невероятное воодушевление, гордость и благодарность за признание такого уровня. Но успех для нас – это все-таки проекты и признание наших студентов, их участия и победы в конкурсах, грантах, фестивалях. Например, наш студент стал призером Japan Media Arts Festival в номинации New faces и получил грамоту от министра Японии. Краевой драматический театр молодежи выпустил две постановки с участием наших студентов, которые вошли в постоянный репертуар. Студенты стали участниками исследовательского проекта Уральской индустриальной биеннале и готовят собственные проекты в Екатеринбурге на УОМЗ. Работа студентов «Желтый автобус» (акция «Он сказал: Приехали!») стала одной из самых обсуждаемых публикаций прошлого года и вошла в лонг-лист премии Курехина. Работа одного из студентов была показана на куполе Планетария №1 в Санкт-Петербурге. Студенческий проект арт-группы pt9 одержал победу в конкурсе Art of Neuroscience. Проекты студентов были выставлены в ЦСИ «Заря» в рамках V-ROX.EXPO под кураторством Ильи Лагутенко и Алисы Багдонайте. Аудио-визуальный перформанс студентов был показан в ЦСК «Хлебозавод» и в театре «Место» в Екатеринбурге, а его документация была представлена на выставке в Электромузее в Москве. Группа студентов прошла в финал конкурса «Digital OPERA 2.0», организованного Эрмитажем, и собирается в ноябре принять участие в фестивале в Санкт-Петербурге.

Расскажите, пожалуйста, о вашей учебной программе и ее преподавателях.

Студенты посещают лекции, практические занятия, участвуют в полевых исследованиях. Техническому инструментарию обучаются в процессе работы над проектами, которые затем публично презентуют. Кураторы помогают студентами в доработке и осмыслении учебных модулей, проводят коллоквиумы и ридинг-группы.

Сессия как таковая отсутствует, так как оценка формируется по рейтинговому принципу, который складывается из процентного соотношения результатов разных интенсивов. В сессионный период студенты выставляют свои лучшие проекты на университетской или другой институциональной площадке в городе, которую в течение недели могут посмотреть все желающие. Наши преподаватели — это инженеры, программисты, архитекторы, художники, режиссеры, музыканты из России и европейских стран, уже получившие мировое признание.

В каких сферах найдут применение полученным знаниям, навыкам и умениям магистранты программы?

Мы не готовим специалистов определенного профиля, как это было раньше в классических университетах, когда существовал госплан и требования заводов. Мы представляем студентам набор знаний, навыков, компетенций, знакомим с новым инструментарием, опытом и практиками для того, чтобы они сами в дальнейшем решили, кем хотят быть и где работать.