Назад

Алексей Приходько: «Можно проиграть, но не сдаться»

Область интересов выпускника аспирантуры факультета автоматики и вычислительной техники Новосибирского государственного технического университета Алексея Приходько – распознавание жестов (искусственный интеллект). Алексей не слышит с рождения, для общения он использует русский жестовый язык. Сейчас его мечта, точнее – цель, к которой он последовательно идет – создание автоматического онлайн переводчика с русского жестового языка, чтобы расширить возможности глухих людей. Варианты таких разработок есть, но они мало справляются со сверхсложной задачей. Для Алексея это очередной вызов. Еще в школе он проявлял способности в математике, участвовал в конкурсах и олимпиадах, и всегда был в лидерах. Параллельно добивался побед в спорте: был многократным чемпионом по волейболу и призером по пляжному волейболу. В 2009 году Алексей в составе сборной России по пляжному волейболу участвовал в XXI Летних Сурдлимпийских играх в Тайване. Из Красноярского края молодой человек приехал учиться в Новосибирск – сначала поступил в колледж, а затем и в университет. И если учеба в колледже и в бакалавриате была обеспечена переводом на жестовый язык, то в магистратуре переводчика жестового языка не было. Алексею приходилось прикладывать гораздо больше усилий, чтобы быть на одном уровне со слышащими магистрантами. Узнав о Стипендиальной программе Владимира Потанина, будущий программист принял участие в стипендиальном конкурсе и... проиграл. Но не сдался. На следующий год Алексей снова наравне со всеми участвовал в отборе. И не только смог стать стипендиатом, но еще и вошел в состав команды, победившей в конкурсе социально значимых проектов Школы Фонда.

Алексей, расскажите, пожалуйста, как вы проходили конкурсный отбор Стипендиальной программы Владимира Потанина наравне со слышащими магистрантами?

Когда я узнал о стипендиальном отборе в университете в 2014 году, то очень сомневался: смогу ли я выдержать конкурс. Так как у меня проблема с русским языком (у меня родной язык – русский жестовый язык), я попробовал написать свои мысли в заявке и попросил своего научного руководители и переводчика РЖЯ поправить меня. Отослал заявку и с большой радостью получил приглашение на второй тур в Томск. Большое спасибо переводчице русского жестового языка Института социальных технологий и реабилитации НГТУ Ольге Вариновой и научному руководителю факультета автоматики и вычислительной техники НГТУ Андрею Гунько, которые помогли мне. Я немного боялся, ведь я не привык общаться и играть с таким количеством магистрантов. И я проиграл! Для меня это был огромный опыт. Несколько месяцев я думал, анализировал свое поражение, общался с победителями конкурса из нашего университета. Потом еще получил интересную личную оценку и рекомендацию от Фонда, изучил рекомендованные материалы. В следующем году я опять подал заявку и попал в очный тур. Выполнил все конкурсные задания, особенно понравилась игра «в лифте» с экспертом Евгением Мачневым. Евгений играл роль инвестора, имитировалась ситуация, когда мы с ним оказались в лифте, и я за минуту должен рассказать ему суть своего проекта. Я сказал: «Я глухой, но у меня реально есть мобильное приложение по распознаванию речи в текст и текста в речь. С помощью этой технологии я могу помочь быть услышанными миллионам глухих в мире. Если вы меня поддержите, я вам это обещаю». Я видел, что Евгений удивился. Но, если честно, я не ожидал, что выиграю крутую стипендию Владимира Потанина. Когда увидел свое имя в списках победителей – это было вау! Это реально вдохновило меня. Поэтому сейчас я ищу инвестора и упорно работаю над программой, которая сможет озвучивать жестовый язык в режиме онлайн. Как и обещал Евгению.

Какие навыки вы получили во время конкурсных отборов и на Школах фонда?

Я получил навыки подготовки презентации, это работает на привлечение аудитории. Я познакомился со многими талантливыми и интересными людьми. Я понял, что такое социальный проект, и как сделать не только социальный проект, но и коммерческий или технический. И вообще я узнал, что Стипендиальная программа Владимира Потанина – это не только деньги, но и такое благо, как друзья и знания.

На Школе Фонда вы выиграли с проектом «Математика в тишине». В чем заключалась его суть? Что удалось сделать?

Проект был направлен на подготовку глухих абитуриентов для успешной сдачи ЕГЭ по математике с использованием интерактивного онлайн-курса. Школьники с нарушениями слуха ограничены в выборе специальностей из-за нехватки базовых школьных знаний. Существующие интернет-курсы не адаптированы к использованию глухими: видеотренинги, конференции, скайп-консультации не сопровождается переводом на русский жестовый язык, а текстовые подготовительные курсы не удобны, поскольку письменный русский язык – второй и, по сути, иностранный язык для глухих людей.

Проект «Математика в тишине» интересен тем, что в состав его разработчиков вошли представители пяти вузов, в числе которых, помимо НГТУ, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Томский политехнический университет, Тульский государственный университет, Юго-Западный государственный университет (Курск). Реализация проекта шла довольно трудно. У меня была роль эксперта по русскому жестовому языку по математике, я оценивал онлайн-курс на стадии разработки. Довольно тяжело приходилось разбираться с математическими терминами для перевода на РЖЯ. Результат – бесплатная платформа на сайте ТУСУР. Я рекомендую наш курс по математике всем, кто в этом нуждается.

Как зарегистрироваться на курс «Математика в тишине»: https://www.youtube.com/watch?v=GnIwtlpePqk&app=desktop

Как заниматься в программе «Математика в тишине»:

https://www.youtube.com/watch?v=-n6vSq6f0_0&feature=youtu.be